Типы данных, константы и переменные. Арифметические операции и функции

Часто встречается ситуация при программировании ситуация требующая сохранить какое либо слово или число. Например, охранить старый заголовок формы, который затем изменяется, а затем «вспоминается» и возвращается снова старый заголовок.

Для того чтобы сохранить данные используются переменные. Переменная это область памяти с именем, в которой храниться нужное нам значение.

В программе есть специальный раздел, в котором описываются переменные. Это раздел Var. После этого необходимо указать имена переменных, которые будут использоваться в программе или же событии.

Но необходимо знать, что переменные бывают разные. Это сделано для того, чтобы не путать их при операциях над ними. Например, очень сложно будет сложить число 5 и текст НННН.

Переменные бывают таких типов:

Целые типы
Byte
0..255
Word
0..65535
Integer
-2147483648..+2147483647
Cardinal
0..4294967295
Логический тип
Boolean
True, false
Вещественные типы
Real
-5.0E324; 1.7E308
Extended
-3.4E4951; 1.1E4932
Символьный тип
Char
Один символ
String
Строка символов
Это основные типы данных, которые используются при программировании. На самом деле их больше. Но они редко требуются, и мы их не будем рассматривать.

Описание переменной происходит так, сначала имя переменной затем через двоеточие тип данных к которому принадлежит эта переменная.

Например:

Над переменными можно проводить арифметические операции, но операции отличаются в зависимости от типа данных. Например, нельзя делить целочисленные переменные. Так как в итоге может получится вещественная переменная.

+
Сложение

Вычитание
*
Умножение
/
Деление
Div
Целочисленное деление
Mod
Остаток от деления
=
равно
<>
Не равно
<
Меньше
<= Меньше или равно >
Больше
>=
Больше или равно
Давайте напишем простейший калькулятор, который складывает два числа.

Пусть у него будет интерфейс как на рисунке 7.1.

Простой калькулятор lazarus
Рис. 7.1 Интерфейс простейшего калькулятора.

Эти два числа записываются в Edit1 и Edit2. Затем извлекаются из этих полей в переменные a,b:real; затем производится сложение и вывод результата.

В Edit1 и Edit2 информация храниться в символьном типе и поэтому необходимо перевести текст в число. Для этого используется специальная функция StrToFloat.

Для того, чтобы переменной a присвоить значение поля Edit1 необходимо записать:

Тем самым в переменной a будет храниться число из поля Edit1. Тек же поступаем и с переменной b.

Для того чтобы найти результат сложения переменной a и b, необходимо создать переменную c, в которой будет храниться результат операции.

Сложение будет выглядеть так:

c:=a+b;

И наконец необходимо вывести результат. Опять же мы имеем число, а выводить в Label можно только текст, поэтому придётся опять преобразовать число в текст при помощи функции FloatToStr.

Вот так будет выглядеть код вывода:

Вот полный код обработчика событий:

Так же в Pascale имеются стандартные математические функции:

Функция

Abs(x)
Модуль число х
Dec(x, y)
Уменьшить х на y единиц
Inc(x, y)
Увеличить х на y единиц
Sqr(x)
Квадрат х
Sqrt(x)
Корень их х
ArcTan(x)
Арктангенс х
Cos(x)
Косинус х
Sin(x)
Синус х
Ln(x)
Натуральный логарифм х
Exp(x)
Экспонента х
Round(x)
Округление х
Random(x)
Случайное число в промежутке от 0 до х

12345